Выбор бриллианта Советы геммологов ЭКСПЕРТ ДАЙМОНД :
Система «4С» (принцип«4С»: Carat (Вес), Color (Цвет), Clarity (Чистота), Cut (Огранка), частью которой являются цвет и чистота, является основой для определения стоимости бриллианта.
Система «4С» стала широко использоваться по всему миру со второй половины ХХ века. Благодаря ей возможно обоснование цены при диалоге продавца и покупателя, кроме того покупатели получили инструмент для ориентации в различных предложениях бриллиантов, что в результате позволяет им сделать выбор, за который не будет «мучительно больно» в последствии.
Самой правильной (корректной) продажей будет такая, при которой покупатель, с помощью опытного эксперта (продавца) или самостоятельно, выбрал диапазон устраивающих его характеристик, в том числе групп цвета и чистоты, и остановил свой выбор на лучшем (по его мнению) бриллианте из всех позиций, которые были ему предложены
В самом деле, если покупатель определил для себя границы бюджета своей покупки, то в эти рамки могут попасть разные бриллианты, а выбор необходимо остановить, как правило, на одном. Каждая из составляющих системы «4С» непосредственно оказывает влияние на стоимость бриллианта. Вес бриллианта определяется объективным методом на весах, однако в оценке цвета и чистоты имеет место субъективный фактор.
Хотя в мире изобретено достаточно разных приборов и разработаны специфические методы для справедливой и непредвзятой оценки цвета и чистоты бриллианта, самые авторитетные лаборатории мира считают, что окончательное слово в оценке этих характеристик остаётся за экспертами, обладающими опытом и квалификацией.
Стоимость бриллианта (драгоценного камня) зависит от того, как определена его цвет и чистота, а это находится в зависимости от мнения экспертов, что субъективно.
В Таблицах цвета и чистоты группы сформированы так, чтобы специалист по драгоценным камням (геммолог) смог определить отличие между соседними группами даже при средней квалификации. Однако это отличие лучше видно у незакрепленных в изделие (неоправленных) камней со стороны короны при соблюдении необходимых условий освещения и наблюдения, при сравнении с эталонами (образцами) по цвету, а покупатели ювелирных изделий, как правило, просматривают камни в условиях, отличных от необходимых.
Аналогичное положение и с оценкой чистоты бриллиантов: геммологи осматривают камни, применяя десятикратное увеличение, а покупатели видят камни обычным (невооруженным) глазом и, как правило, освещение таково, что включения бриллианта (драгоценного камня) могут скрадываются на фоне игры камня и световых бликов.
Благодаря этому бриллианты (драгоценные камни) с отличающимися друг от друга характеристиками, но близкими, для несомненного большинства покупателей не будут друг от друга различаться.
Таким образом, при продаже может возникнуть соблазн поменять характеристики, и немало продавцов считает, что в ювелирном изделии никто не сможет отличить 3/3 от 4/4. При продаже ювелирных изделий неоднократно встречаются прецеденты изменения одной характеристики бриллианта (драгоценного камня) на другую.
Ряд представителей магазинов имеет мнение, что в ювелирном изделии (в оправе) установить группу цвета и чистоты бриллианта (драгоценного камня) вообще невозможно. Поэтому существуют магазины, где все ювелирные изделия с бриллиантами представлены на витринах с характеристиками только 3/3 [«бриллианты достойные, хорошие, улётные»].
Помня о том, что каждый бриллиант (драгоценный камень), может пройти через несколько рук, легко представить, как на этом пути до потребителя сможет поменяться хотя бы одна из его характеристик.
Как пройти между струйками…
И всё-таки, как при покупке выбрать лучшие характеристики бриллианта (драгоценного камня)? Самые высокие группы цвета и чистоты бриллиантов не всегда обязательно представляются наиболее выгодными / заманчивыми для покупателей.
На международном рынке бриллиантов преимущественным спросом пользуются группы цвета G, H, I и группы чистоты VS и SI. Данный факт отражает не столько недостаточное количество камней с более высокими характеристиками, сколько практичность покупателей, которые не хотят платить больше за неочевидное. То есть приобретение бриллианта с характеристикой группы цвета D (1 по российской классификации) и характеристикой группы качества IF (1 по российской классификации) является потрясением для кошелька покупателя, но восторг зрительного восприятия можно испытать и от бриллианта цвета G (4 по российской классификации) и группы чистоты VS (4 по российской классификации). Разницу характеристик сможет оценить только специалист...
Искушеные покупатели и корректно-беспристрастные геммологи-эксперты дают следующий совет покупателям: уменьшайте показатель группы цвета и чистоты до тех пор, пока нацвет (цветовой оттенок) и включения (чистота камня) останутся неразличимы для глаза приобретателя без дополнительных инструментов (лупа, микроскоп) при обычных условиях (освещенность), в которых бриллиант (драгоценный камень) будут носить.
Когда покупатель снижает уровень характеристик цвета и чистоты до определенного предела, это даёт ему возможность увеличить список на выбор бриллиантов (драгоценных камней), при этом средства, которые экономятся на цвете и чистоте, можно направить на то, чтобы выбрать камень с большим размером и лучшую огранку.
Ниже приведены таблицы соответствия характеристик бриллиантов по цвету и чистоте по российского ТУ и системы международной оценки (по GIA).
На бирках ювелирных изделий в магазинах должны быть представлены характеристики бриллиантов (драгоценных камней) по российской классификации, которые являются более точными, чем международные характеристики высших групп цвета и чистоты.
Бриллианты с характеристиками 1/1 в продаже фактически не встречаются, а характеристики около 6/7 настороженно встречаются основной массой потребителей. Из-за этого, как правило, в магазинах отсутствует товар, на который есть устойчивый спрос, а тот, который имеется, по своим реальным характеристикам мало востребован.
Ювелирная торговля в России настаивает на том, чтобы характеристики бриллиантов (драгоценных камней) указывались в соответствии с действующими техническими условиями (ТУ) на бриллианты (драгоценные камни) , которые по закону РФ «О техническом регулировании» не являются обязательными. Правила продаж не определяют, какие характеристики бриллинтов (драгоценных камней) должны быть указаны на ювелирной бирке: российские или международные.
Психологическую настороженность возможно было бы разрядить при переходе на международную систему, однако данное действие стало бы незаслуженно неудобным для тех покупателей, экспертов и продавцов, которым российская система оценки стала привычной и понятной.
Продавая драгоценности с использованием российской классификации, необходимо объяснить покупателю особенности характеристик бриллиантов по российскому ТУ.
Как, например, надо отметить, что различно определяются группы цвета и чистоты для мелких камней (массой до 0,29 карат) и для всех остальных. В частности, четвертая группа цвета для мелкого камня может стать шестой, когда этот камень весит от 0,30 карат (см. переводные таблицы). Следовательно, без определения массы камня дискуссия о том, можно ли отнести бриллиант с характеристиками 5/6 к плохим или хорошим, является совершенно бесполезной. Для крупного бриллианта это весьма достойные характеристики, а для мелкого – скромные, неважные.
Ответственность за характеристики
Для определения группы цвета и чистоты у большей части имеющихся в настоящее время в продаже бриллиантов необходимо иметь понимание «как смотреть», и иметь хотя бы увеличительную лупу.
Когда неопытный потребитель читает в первый раз текстовое описание групп цвета и чистоты, он может запутаться в хитросплетении формулировок, а не выяснить вопрос.
Отличия в стоимостях бриллиантов основаны на тонкостях, которые потребителю неразличимы.
Следовательно, если покупатель не доверяет полностью продавцу бриллианта, он выберет другой товар и другого продавца, к которому он испытывает больше доверия.
За рубежом РФ широко распространены заключения (отчёты, репорты) геммологических лабораторий, в которых представлена информация о цвете и чистоте бриллиантов, непредвзято и профессионально определенная.
Продавцы ювелирных магазинов в РФ нечасто имеют независимый сертификат или экспертное заключение.
При продаже незакреплённых (неоправленных) бриллиантов в магазине они должны иметь, однако объём их незначителен в сравнении с числом закрепленных (оправленных) бриллиантов.
Продавцы в магазинах заявляют, что сертификатами (заключениями) пользуются на Западе, а в нашей стране сертификаты не требуются, поскольку каждое ювелирное изделие обязательно должно иметь бирку, чего вполне достаточно.
В бирке должна быть указана информация о весе, цвете и чистоте. Но, как правило, вопрос о том, кто установил характеристики камня, которые записаны на бирке, повергает работников магазина в замешательство. Заверяя, что справедливость и правильность характеристик не вызывает сомнений, они не могут сказать, кто из сотрудников магазина отвечает за их указание.
Видео , поясняющее данную статью Вы можете посмотреть здесь